среда, 17 августа 2011 г.

Индексы деловой активности


В прошлой статье мы говорили об индикаторах потребительских настроений, которые рассчитываются путем социологических опросов населения. Во многом аналогичны им и так называемые «индексы деловой активности»: только для их расчета опрашивают не рядовых потребителей, а деловых людей.

Эти индексы принято обозначать аббревиатурой PMI (Purchasing Managers Index, то есть «индекс менеджеров по закупкам»). Такое название связано с происхождением индексов деловой активности. Впервые их начала рассчитывать в 1931 году американская «Национальная ассоциация менеджеров по закупкам» (National Assotiation of Purchasing Managers, NAMP). NAMP и до сих пор ежемесячно публикует свой индекс деловой активности США (или «индекс делового оптимизма», как иначе его обозначают), каждый раз опрашивая 34 тысячи американских бизнесменов. В процесс сбора данных вовлечено порядка трехсот сотрудников ассоциации.
Вслед за Соединенными Штатами национальные индексы PMI начали публиковать и в других экономически развитых странах. PMI Великобритании публикуется с 1991 года, Германии – с 1998. В 1999 году был впервые опубликован общий PMI еврозоны (зоны обращения евро, в которую тогда входило одиннадцать государств, а сейчас – уже шестнадцать). Свой PMI публикуют и в Японии – здесь этот индекс называется TANKAN и, в отличие от США и Европы, рассчитывается не национальными бизнес-ассоциациями, а центральным банком «страны восходящего солнца».
Каким образом рассчитываются индексы PMI? Участнику опроса задается ряд вопросов относительно текущих условий ведения бизнеса с точки зрения различных его сторон: новых заказов, состояния рынка труда, ценовых условий и т. д. На каждый вопрос дается три варианта ответа: «условия стали лучше», «условия стали хуже», «условия не изменились». Ответы математически обрабатываются при помощи определенной формулы. В итоге мы получаем цифровой индекс, значение которого колеблется в интервале от 0 до 100. Чем выше значение индекса – тем выше оптимизм национального делового сообщества.
Познакомимся с этими вопросами поближе на примере двух стран – США и Германии. И в той, и другой стране респонденту предлагаются пять вопросов. Его спрашивают о:
  • состоянии складских запасов;
  • скорости доставки заказов;
  • ситуации с занятостью населения;
  • состоянии производства;
  • динамике новых заказов.
Публикуются данные по PMI ежемесячно (обычно в первый рабочий день месяца). Немного иная ситуация в Японии: японский TANKAN публикуется раз в квартал.
Индексы PMI интересны для трейдеров валютного рынка тем, что они, как давно замечено, очень хорошо предсказывают высшие и низшие точки экономического цикла. Обычно PMI достигает максимума примерно за семь месяцев до того, как высшей точки достигает соответствующая национальная экономика. Минимум PMI говорит о том, что через три месяца экономический спад достигнет дна. Такая прогнозирующая способность индексов делового оптимизма позволяет трейдерам заранее предсказывать меры центробанков в отношении монетарной политики. Особенно это актуально для Японии, где индекс деловой активности является официальным ориентиром центрального банка при принятии самых важных решений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий